20.
Возвращение живых мертвецов.
В новом фильме Георгия
Юнгвальда-Хилькевича спасать честь Анны Австрийской и возвращать
сокровища Мазарини будут не только доблестная четверка мушкетеров,
но и их дети. Новые песни, погони, дуэли на шпагах, скандалы,
интриги, расследования, а также «Каналья!» прилагаются в
ассортименте. Зрителю же, искренне любящему «Трех мушкетеров и
д‘Артаньяна», просто будет стыдно за происходящее на экране с
кумирами детства.
Новый фильм 74-летнего Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Возвращение
мушкетеров» является четвертой картиной, инспирированной
неисчерпаемым достоянием Александра Дюма.
«Возвращение мушкетеров» имеет такое же отношение к кинематографу,
как костюмированный бал-маскарад на какой-нибудь Хэллоуин, случайно
запечатленный на видеокамеру».
Впрочем, от Дюма здесь остались, кажется, лишь персонажи: новая
серия пугает еще на уровне синопсиса. В самом начале непобедимая и
неразлучная четверка гибнет в один день, попадает на небеса и
начинает пристально следить за тем, как их дети пытаются в очередной
раз спасти от позора королеву Франции.
О детях разговор отдельный: Атос породил на свет внушительного роста
юношу Рауля (Данила Дугаев) с благородным сердцем и щегольски
завитыми усиками, у Арамиса остался незаконнорожденный Анри (Антон
Макарский), сильно смахивающий в гриме на Гаэля Гарсию Берналя.
Любвеобильный Портос зачал двух потомков – в исполнении, держитесь,
Ирины Пеговой (монашка Анжелика) и Дмитрия Нагиева (злодей Леон).
Д’Артаньян же воспитал Жаклин (Ляна Ильнитская). Воспитание столь
колоритного – «Каналья!» – отца заметно сказалось на психике и
половой самоидентификации девушки: она носит мужские платья и зовет
себя Жаком.
В тот момент, когда монахи, замаскированные под ниндзя, пленяют
отпрысков героев Франции, д’Артаньян возносит мольбу небесам, и все
они – Атос, Портос, Арамис и сам – «Каналья!» – д’Артаньян восстают
из числа погибших и отпетых, чтобы вернуть сокровища Мазарини –
королеве, народу, Франции. Дальше, как обычно, «шпаги звон и звон
бокала», вялые интриги, скачки на лошадках, костюмированная
неразбериха.
И что это за безобразие? Пародия на «Возвращение живых мертвецов», в
актуальных традициях постмодернизма скрещенная с пальбой по
неумолимым законам «Матрицы» Вачовски?
Признаемся сразу, «Возвращение мушкетеров» имеет такое же отношение
к кинематографу, как костюмированный бал-маскарад на какой-нибудь
Хэллоуин, случайно запечатленный на видеокамеру. Это все что угодно
– капустник, сабантуйчик, утренник в детском саду для своих, – но не
кино.
Зритель при просмотре гарантированно испытает сложную гамму чувств:
любители трэша искренне повеселятся, особенно на невыносимо пафосной
сцене молитвы д’Артаньяна – на весь экран крест, перисто-кучевые
облака и слезы в голубых глазах Боярского. Русский православный
китч, да и только.
Поклонники старых «Мушкетеров» будут, скорее всего, озадачены:
как-никак старая гвардия борозды не портит, молодые актеры бодры и
веселы, музыка к новым песням и та – Максима Дунаевского. Хотя
пришедший на смену «Пора, пора, порадуемся» корпоративный гимн с
припевом «Мы – команда!» звучит совсем уж за гранью.
Почему же тогда все фальшиво? Возможно, дело в кардинальном
несоответствии духа фильма современности. «Возвращение мушкетеров»,
несмотря на компьютерные спецэффекты, даже не стилизация под
советские 70-е, под Одесскую киностудию.
В этой картине, кажется, ожил (о боги, еще один зомби!) дух
советского кинематографа – со всеми его наивными прелестями и
заметными невооруженным глазом косяками.
Да, этот дух силен, однако еще сильнее желание режиссера казаться
современным. Отсюда и свойственное новому российскому кино
невнимание к логике сценария, небрежность при прорисовке персонажей,
отсутствие здравого смысла и надежда на то, что зритель схавает все.
Хавают же «Самые лучшие фильмы», чем мы хуже?
Извините, вообще-то хуже. «Камеди Клаб» хотя бы не прикрываются
легендарным брендом, на котором выросло не одно поколение зрителей.
Но проблема даже не в наплевательском отношении к зрителю, а в том,
что человеку, искренне любящему «Трех мушкетеров и д‘Артаньяна»,
просто будет стыдно за происходящее на экране с его кумирами
детства, а сакраментальный вопрос «Зачем вы это сделали?» так и
останется без ответа. Незачем. Типичный русский понт, бессмысленный
и беспощадный.
Источник: Деловая газета "Взгляд"
Текст: Денис Шлянцев